День Республики в Турции

День Республики в Турции

29 октября – в Турции отмечается ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ.

Что происходит в этот день в Турции?

Каждая остановка трамвая и метро в Стамбуле обклеены флажками со словом “Аta” – “отец”и портретами Ататюрка.

Ататюрк – “отец турок”, официальная прижизненная фамилия основателя современного турецкого государства Мустафы Кемаля. Ее придумал специально для первого президента Турции его сподвижник Саффет Арыкан в 1934 году. В этот период все должны были присвоить себе фамилии, которых до этого не было. Но никто не имел права присваивать фамилию Ататюрк, кроме него самого.

Сегодня все улицы турецких городов пестрят красными флагами со звездой и полумесяцем, повсюду – изображения первого президента. Хотя бесчисленные монументы, картины и фото с Ататюрком украшают улицы, учреждения, частные магазины, кафе и в любое другое время, в октябре 2023г.  их больше, чем обычно. На части общественных зданий Стамбула смонтирована праздничная иллюминация в стиле 1923 года. Все потому, что 29 октября Турция отмечает круглый юбилей – 100 лет со дня провозглашения Турецкой Республики.

Ататюрк М.К.

Что произошло 29 октября 1923 года?

В этот день председатель Великого национального собрания Турции Мустафа Кемаль внес поправки в шесть статей Конституции страны, принятой в 1921 году. Первая статья Основного закона теперь гласила: “Суверенитет полностью и безусловно принадлежит нации. Метод управления основан на принципе, согласно которому народ лично и практически управляет своей судьбой. Форма правления Турецкого государства – Республика”. Новая версия Конституции впервые ясно указывала на форму правления в стране, а также закрепляла фактически уже состоявшийся, но вызвавший споры перенос столицы из Стамбула в Анкару.

Учреждение республики позволило преодолеть правительственный кризис 1923 года. После 1920 года законодательная, исполнительная и судебная власти в стране были объединены в руках парламента. В результате правительство было очень слабым, министры по одному избирались прямым голосованием членов Собрания. Спикер Мустафа Кемаль в октябре кулуарно договорился с исполнительным комитетом парламента, что его члены уйдут в отставку и не будут повторно избираться в исполком. Фактически тем самым будущий Ататюрк и члены исполкома саботировали работу Собрания, вынуждая ее на реформы государственного управления.

Для выхода из тупика Кемаль предложил внести изменения в Конституцию, закрепив республиканскую форму правления и разделение властей. Также была установлена должность президента, на которую парламентом был избран сам Мустафа Кемаль.

Официально День Республики празднуется в Турции с 1925 года, он считается датой основания современного турецкого государства. 29 октября также отмечают в не признанной никем, кроме Анкары, республике Северный Кипр.

 

Памятник “Республика” в Стамбуле

 

День Республики – это “день независимости” Турции?

Нет.

Провозглашение республики в турецкой историографии считается одним из этапов “революций Ататюрка” (тур. Atatürk Devrimleri). В англо- и русскоязычной традиции чаще используется термин “реформы Ататюрка” (тур. Atatürk Reformları). Это комплекс преобразований, направленных на превращение бывшей многонациональной Османской империи в национальное демократическое светское турецкое государство.

Формально День Республики не является “днём независимости Турции”. Тем не менее ему предшествовала Турецкая война за независимость, завершившаяся подписанием Лозаннского мирного договора 24 июля 1923 года.

Он заменил собой подписанный представителями правительства еще Османской империи Севрский мирный договор 1920 года. Он должен был зафиксировать окончание для Турции Первой мировой войны. Прежний договор предполагал отторжение от Османской империи не только территорий на Ближнем Востоке, но и регионов в значительной степени населенных этническими турками. В том числе частей Восточной Фракии и Анатолии, Галлиполийского полуострова, островов в Эгейском море. Стамбул и зона проливов Босфор и Дарданеллы переходили под международное управление как демилитаризованная зона.

Турецкое национальное движение, которое возглавил османский офицер Мустафа Кемаль-паша, восприняло договор как несправедливый и колониальный. Великое собрание, созванное в Анкаре, не ратифицировало условия мира. В результате серии военных операций (прежде всего против греческих войск), а также дипломатических усилий турецким националистам удалось фактически добиться суверенитета страны. Считавшийся несправедливым Севрский мир пересмотрели, новый Лозаннский договор в основном закрепил территорию страны в ее современных границах. Небольшим исключением стал Александреттский санджак в Сирии, который контролировала Франция. Он вошел в состав Турции только в 1939 году.

Что такое идеология кемализма?

В результате войны за независимость главнокомандующий турецких войск Мустафа Кемаль-паша приобрел огромный авторитет внутри страны. Он стал сначала спикером парламента Турции, а с 29 октября 1923 года возглавил страну уже в должности президента. На этом посту он оставался в течение пяти сроков до своей смерти 10 ноября 1938 года. Также он все это время возглавлял единственную легальную политическую силу страны – Республиканскую народную партию, основанную им 9 сентября 1923-го. Другие партии в Турции были разрешены уже при его преемнике, президенте Исмете Инёню.

Мустафа Кемаль сделал государственной идеологией Турции кемализм (его иногда также называют ататюркизмом), в кратком виде сформулированный как шесть принципов, или “шесть стрел” (тур. Altı Ok): республиканское устройство, турецкий национализм, светскость, народность (популизм), а также этатизм (то есть активное вмешательство государства в экономику) и революционность. Последний принцип фиксирует радикальный характер кемалистских преобразований. Такие реформы, как перевод турецкого языка с арабского письма на латиницу, отказ от ислама как государственной религии или предоставление женщинам избирательных прав, были едва ли представимы в годы до прихода Ататюрка к власти.

При этом у реформ Ататюрка были и трагические последствия. Например, принцип национализма привел к принудительной тюркизации населения, оттоку из прежде многонациональных регионов (еще во времена Османской империи серьезно пострадавших от этнических чисток) нетурецкого населения: армян, греков, евреев, левантинцев и других. В 1920-30-х годах войска подавили около 15 восстаний турецких курдов (отвергнутый Севрский мир предполагал и возможность создания независимого Курдистана). В подавлении восстания дерсимских курдов в 1937 году участвовала в том числе приемная дочь Ататюрка Сабиха Гёкчен, первая женщина-летчица в истории Турции. Сейчас ее именем назван один из двух аэропортов Стамбула.

Принудительно введенный принцип секулярности привел к репрессиям против верующих, принудительному закрытию тарикатов, текке (суфийских монастырей) и почитаемых гробниц – их посещение лидер Турции именовал “причиной отсталости и клеймом невежества”. Из-за революционности преобразований серьезный урон понесла турецкая культура, в том числе под запретом оказалась традиционная одежда, некоторые ремесла, в частности османская каллиграфия. При Ататюрке была ограничена свобода прессы, а единственной разрешенной партией все время правления оставалась его собственная Республиканская народная партия.

 

Идеи Ататюрка по-прежнему лежат в основе турецкой политики?

Формально, да.

Еще в 1937 году принципы Ататюрка были впервые внесены в турецкую Конституцию. Современная версия этого документа также проговаривает, что “никакие взгляды и убеждения не должны противопоставляться национальным интересам Турции, принципу неразрывного единства турецких граждан со своей страной и территорией, историческим и духовным ценностям Турции или национализма, принципам, реформам и преобразованиям Ататюрка”.

Политический курс сегодняшней Турции нередко называют противоречащим духу реформ Ататюрка. Реформы установили светский характер государства, однако крупнейшая сегодня в турецком парламенте Партия справедливости и развития (ПСР) во многом ориентируется на религиозных избирателей, хотя и отвергает определение себя как исламской. В октябре 2022 года заместитель председателя фракции партии Махир Унал даже решился на прямую критику наследия Ататюрка, заявив: “Республика в плане культурной революции разрушила наш лексикон, алфавит, язык, проще говоря – все наши мыслительные ценности”. Это высказывание вызвало волну протеста, в результате чего Уналу пришлось покинуть пост зампреда ПСР.

Празднование Дня Республики

Празднование Дня Республики

Отход от кемализма случился из-за Эрдогана?

Не совсем.

Впервые партия кемалистов не смогла выиграть выборы еще в 1950 году, тогда же Исмет Инёню, боевой товарищ и политический наследник курса Ататюрка, был вынужден перейти в оппозицию. При этом коренным образом политический курс страны стал меняться уже позднее. Традиционно считается, что это произошло в 1983-1993 годах, в период, когда Тургут Озал, представлявший праволиберальную националистическую Партию Отечества, занимал сперва пост главы правительства, а потом – президента.

Озал, с одной стороны, провел успешные либеральные экономические реформы, противоречившие заявленному Ататюрком курсу на активную роль государства в регулировании, с другой – взял курс на налаживание более глубоких связей с Ближним Востоком и Центральной Азией. Кроме того, он с пиететом относился к наследию Османской империи и даже завещал похоронить себя в Стамбуле, чтоб “до конца света находиться под духовным покровительством Мехмета Фатиха”, султана, завоевавшего Константинополь в 1453 году.

Нынешний турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган действительно продолжил курс на наращивание влияния на территориях бывшей Османской империи, а также сделал ставку на религиозных и консервативных избирателей. Однако у истоков этого курса стояли турецкие политики предыдущего поколения – в частности, уже упомянутый Тургут Озал и Неджметтин Эрбакан.

Эрдоган и Ататюрк

Именно при Эрдогане было пересмотрено наследие Ататюрка. Так, в июле 2020 года президент Турции подписал указ о повторном превращении музеефицированной по указанию Мустафы Кемаля в 1934 году Айя-Софии в мечеть.

Кроме того, при нем на центральной площади Стамбула, площади Таксим, прямо у уважаемого Ататюрка монумента “Республика” была воздвигнута большая мечеть. Ее строительство, обсуждавшееся еще при правительствах Озала и Эрбакана, стало одной из причин уличных протестов в Стамбуле в 2013 году.

Мечеть Айя-Софии в Стамбуле

Айя-Софии

Остались вопросы?

Заполните форму и наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время